Экскурсия в Версаль

Версаль

 

Экскурсия в Версаль - продолжительность 4 часа

 

Дни проведения: Стоимость:
Четверг;Суббота 70 евро взрослый, 55 евро ребенок до 12 лет.

 

versal_1 versal_2 versal_3

 

 

Версаль - величественная резиденция французских королей с необъятным парком. Версаль был выбран для строительства скромного охотничьего замка. Но Людовик XIV принял решение перестроить Версаль и разместить здесь королевский двор. Здесь все поражает великолепием и размахом: и дворец, и парки, раскинувшиеся на 101 гектар, и фонтаны.

Версаль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (Parc et chateau de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.


Идея строительства нового замка возникла у короля Людовика XIV по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов в Во-ле-Виконт. В результате король принял твердое решение о том, что его дворец должен, безусловно, превосходить по роскоши дворец министра. Он нанял ту же команду мастеров, которая построила Во-ле-Виконт, архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра и приказал им возвести нечто такое, что должно превзойти по размеру дворец Во-ле-Виконт в сто раз.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнце». Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий во французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германским войсками, было провозглашено о создании Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази, чья семья владела землями с XIV века. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского.

С 1661 «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710.

Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за крайней экономностью. То, что сегодня многим кажется невероятной роскошью и расточительством, было построено как можно дешевле, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Аристократия, за исключением близких родственников королевской семьи, должна была жить в узких каморках под крышей. Её принудительное присутствие при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

5 мая 1789 в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 сначала толпа из парижских предместий, а затем Национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

С 2003 г. Версальский дворец стал объектом одного из проектов под патронажем Жака Ширака — широкомасштабного плана реставрации дворца, сравнимого разве что с проектом Миттерана по обновлению Лувра. Проект с общим бюджетом в 400 млн евро рассчитан на период в 20 лет, во время которого будут обновлены фасад и внутренняя часть Оперы, восстановлена первоначальная планировка садов, а трехметровая позолоченная Решетка короля возвращена во внутренний Мраморный двор.

Каждая часть дворца и каждый сад имеет свой отдельный вход неподалеку от Мраморного двора, позади конной статуи Людовика XIV, а также отдельную входную плату. У входа А, напротив находящейся справа часовни, часто бывают очереди. Через этот вход можно попасть в основные, предназначенные для осмотра залы дворца — Официальные апартаменты и Зеркальную галерею. Сюда приходят как экскурсии, так и индивидуальные посетители. Если вы хотите сами посмотреть Опочивальню короля, воспользуйтесь входом С, находящимся в дальнем левом углу двора. Здесь можно также за определенную плату взять аудиогида, чтобы, слушая пояснения, осмотреть все самостоятельно. Если вы хотите посмотреть дворец с экскурсией, вам нужно воспользоваться входом D. Экскурсия позволит вам увидеть такие части дворца, куда без экскурсовода не пускают. Вам предложат здесь различные маршруты экскурсий. Записаться на экскурсию можно с самого утра, поэтому постарайтесь прибыть в Версаль пораньше, чтобы вам нашлось место в экскурсионной группе. На экскурсию стоит пойти хотя бы ради пояснений экскурсовода обычно это бывает хорошо подготовленный специалист, хотя некоторые из рассказываемых историй покажутся вам не совсем правдоподобными. Только не пытайтесь осмотреть весь дворец за один день — это просто невозможно.

Проход по большому наклонному спуску мощеного двора, в глубине которого располагаются старинные конюшни, — прекрасная прелюдия для знакомства с дворцом. Он никогда не предназначался для жилья. Людовик XIV, второй в этом мире после бога, будучи главой чрезвычайно могущественного государства, олицетворял собой скорее целый институт, чем отдельного индивида. Его подъемы и отходы ко сну, приходы и уходы были расписаны по минутам и строго закреплены в королевских церемониях, присутствие на которых было высокой честью, которой его придворные жаждали удостоиться. Версаль был штаб-квартирой для всех государственных деяний, поэтому весь двор, состоящий приблизительно из 3500 человек, одновременно жил во дворце (согласно современным представлениям, в антисанитарных условиях).

Залы, которые сейчас можно осмотреть индивидуально, носят название «Официальные апартаменты», поскольку они использовались для официальных королевских приемов и аудиенций. Маршрут осмотра залов проходит через Королевскую часовню — величественное сооружение, которое вошло в число самых прекрасных произведений искусства в стиле барокко.

Отсюда вереница позолоченных гостиных ведет в тронному залу и сверкающей Зеркальной галерее (Галери-де-Глас), где после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор. Здесь же, под золоченым сводчатым потолком с росписью Шарля Лебрена, изображающей славные деяния Людовика XIV, слушалось знаменитое дело Жоржа Клемансо, который обвинялся в военных преступлениях. В итоге Клемансо выиграл это дело, а вся ответственность за военные преступления была возложена на оккупационное немецкое командование. Лучше всего осматривать Галерею в конце дня, когда народу уже немного, а заходящее солнце освещает зал с запада, со стороны парка. Более знаменитые залы, Покои королевы , находятся в северном крыле дворца. Они начинаются с опочивальни королевы, которая недавно была реставрирована в том виде, какой она была после последней переделки в 1787 г., поэтому теперь в ней почти нет поверхностей, которые не были бы покрыты золотом. В конце осмотра обратите внимание на лестницу, ведущую вниз в Салон войны , где стены увешаны монументальными полотнами, которые без особой скромности восхваляют самые значительные военные победы Франции. Остается только радоваться, что остальная часть Музея истории Франции Луи-Филиппа недоступна для посетителей.

В Версале можно потратить целый день, даже если вы будете просто бродить по его прекрасному парку.

В парке вы неожиданно для себя обнаружите еще некоторые свидетельства королевских увлечений — это дворец в итальянском стиле Большой Трианон (Гран-Трианон), спроектированный Ардуэном-Мансаром в 1687 г. для «сельского отдыха» Людовика XIV, а также более скромный Малый Трианон (Пети-Трианон), построенный Габриэлем в 1780-х для любовницы Людовика XV, мадам де Помпадур (ежедн., апр-окт, 12.00-18.30; нояб-март, 12.00-17.30;). Сдержанная изысканность Малого Трианона особенно радует глаз после многочисленных излишеств Версальского дворца, что вполне соответствует замыслу архитектора. Чуть дальше расположен Хутор королевы — стилизованная ферма с тростниковой крышей, построенная в 1783 г. для забав Марии-Антуанетты — в ту пору были в моде идеи Жан-Жака Руссо, который говорил о том, что необходимо вернуться к естественному образу жизни. Ферма необычайно живописна, но, к сожалению, в течение нескольких ближайших лет, из-за проводимой широкомасштабной реконструкции, вы не сможете попасть внутрь или даже просто побродить в окрестностях. Согласно плану реставраторов, можно воспользоваться печальными последствиями пронесшихся в этом районе в декабре 1999 г. ураганов, когда в парке были с корнем вырваны десять тысяч деревьев, чтобы перепланировать сады Версаля так, как они предположительно выглядели при Марии-Антуанетте.

На террасах между замком и парком расположились сады Ленотра , украшенные многочисленными парковыми скульптурами. В летние месяцы здесь под звуки классической музыки «танцуют» фонтаны— это представление известно как – «Праздник больших фонтанов» .

70 евро взрослый, 55 евро ребенок до 12 лет.